04 августа 2014

Конец света или "записки хромого бегемота" (часть 3, окончание)

Часть 3 (окончание)

(начало тут)
Следующий день мы провели на прежнем месте, решив "сгонять в радиалочку" и выяснить состояние дороги на перешейке в сторону залива Волоковый на западном побережье Среднего, ширина которого около 5,5 км.
Оставив женщин и детей в лагере, сели в Kyron и отправились влево по ответвлению дороги.



Местная дорога представляла из себя волны высотой 1,5-2 метра и частотой между "горбами" около 8-10 метров :)
В одном из встреченный овражков был обнаружен "брод", а точнее лужа устрашающих размеров с мутной водой. Объезда ее не было.
Взяв в руки валявшийся поблизости ствол от куцей карельской березы, произвели гидрологические замеры глубины с той стороны, где колея была наиболее "утоптана". Замеры показали около 30 см.



Через пару километров доехали до бывшей базы геологов, которая оказалась обитаемой и сейчас. Правда, никаких геологов там уже не было, а были люди, "сильно-пенсионного возраста", прожившие в этих суровых краях всю жизнь.



Музей и бочка, в которой постоянно живут старики

Белый лебедь - резьба по покрышке



На территории базы есть местный музей боевой славы, который в этот день оказался закрытым.
Зато на улице перед ним было большое количество вооружений времен ВОВ.










Старушка, вышедшая на лай собак, сказала нам, что раньше тут была база, где изучали геологическое строение земли под действием токов высокой частоты. Для этого из Мотовского до Волокового залива был протянут провод длиной 7 км, по которому пропускали высокочастотные импульсы и снимали отраженный сигнал с установленных под землей датчиков.
Теперь там только доживающее свой век в бочках население без связи с внешнем миром.
Получив консультацию по местным ориентирам, мы вернулись в лагерь, решив на следующий день двинуться на самый край Среднего.

Утро следующего дня выдалось дождливым и ветряным. Северный ветер и свинцовые тучи наползали со стороны Рыбачьего. Собрав лагерь, отправились на запад в сторону Волокового залива и мыса.

По дороге еще раз заехали на "базу геологов", чтобы показать детям и женщинам местный быт и посетить в музей.
На этот раз нас встретил старик-смотритель военного музея, который открыл его нам и провел небольшую обзорную экскурсию.

Найдя в заливе при отливе пару ржавых снарядов, я взял один из них (который был поменьше) и отвез его в этот музей. "Смотритель" музея взял его в руки и, оглядев опытным взором, сказал, - "стрЕляный, клади сюда", указав рекой на палисадник перед входом в музей, где уже лежала гора подобных "железок".

Выяснилось, что вся территория полуостровов Средний и Рыбачий ровным слоем усыпана боеприпасами и осколками времен ВОВ. 

В этот мы убедились сами, по совету старика поднявшись пешком на близлежащий хребет Муста-Тунтури (в переводе с финского - Черная Гора).

вот такая жизнь на северАх...



огнемет времен ВОВ

экспонаты музея




один из Мемориалов у подножья Муста-Тунтури

Добавьте подпись

база геологов, вид от часовни

массовые захоронения павших воинов ВОВ
 


хвост от мины

свидетельства боев повсюду...

Причем, боеприпасов так много, что поднимаясь на гору, часто приходится искать место, чтобы не наступить ногой на ржавый хвост мины или горсть рассыпанных гильз и целых патронов. Я был потрясен такой концентрацией боеприпасов на этой территории.


По этому хребту, разделяющему неширокий перешеек, проходила линия обороны в 1941-м. И количество погибших с каждой стороны исчисляется сотней тысяч...

Вот лишь часть фото, сделанных на склоне хребта Муста-Тунтури...

огневая точка




один из монументов на вершине хребта











огневая точка-нора



С бывшей вражеской стороны хребта расположены искусственные гроты, пещеры и тоннели, выдолбленные в гранитных склонах. Но времени на их посещения в этот раз у нас не было.

Всю дорогу от базы до вершины хребта и обратно, нас сопровождал местный пес, который на обратном пути изловил себе на склоне добычу.



Вся береговая линия Волокова (а это сотни километров) залива изрезана траншеями с блиндажами времен ВОВ. Попадается много воронок, заросших растительностью тундры.













Километров через 8 мы доехали до базы дайвингистов (лагерь Владимира Плигина), расположенном на берегу небольшого ручья с живописным водопадом.








  

Поговорив с начальником лагеря (Михалыч) и уточнив дорогу по его карте, преодолели неглубокий брод на ручье и отправились по "верхней" дороге на северо-западный мыс Среднего.

Этот кусок верхней "дороги" напоминает пейзаж Марса :)
Слева от дороги - обрыв метров в 25-30, за которым просторы Баренцева моря, справа - тундра практически без растительности и каменные реки...
Под колесами - хрен знает что, - то камни, то пыль, то  песок, то спуски-подъемы, то броды... В общем, - ляпота! ;)


"Каменная река"





















Очень часто по пути встречаются памятники, обелиски и захоронения.
Никогда раньше я не видел такого обилия захоронений на таких пустынных территориях ;( Вот одно из них...










На одном из подъемов мы встретили безумцев из Питера на Матисе )) Мужик за рулем и пара девушек, выталкивающих на руках этот пепелац.



Короткая встреча, наше удивление на лицах и это "недоразумение" Кольского "уехало" от нас прочь, подталкиваемое девушками во всех сторон.

Через 5 минут в том же направлении проследовало это существо от Хонда с Московским номером. Ребята поинтересовались у нас, не попадались ли нам пара квадриков. Сказав, что кроме Матиса странностей на маршруте не отмечено, они сказали, что это они развернули их в обратный путь, ибо дорогу дальше им никогда уже не осилить и их поездка будет только в одну сторону.

квадро-багги Хонда



В этой точке расположены бывшие военные сооружения времен конца 40-х, - заброшенный командный пункт, РЛС и система подземных ходов на склоне. Времени на из исследование не было, поэтому только отфотили наземные сооружения и перекусили "на развалинах".


шахты в гранитной скале





вход в наблюдательный пункт



бетонный наблюдательный пункт

вход в подземные соотужения



ложементы чего-то


Через пару километров верхняя дорога привела к пушкам, сделанным из корабельных орудий, стоявших на подъезде к заброшенной погранзаставе в глубине полуострова.




периметр заставы был ограничен колючкой



второе корабельное орудие



Еще несколько километров и на горизонте появляется законсервированная РЛС, вокруг которой наблюдается движение личного состава и большегрузной военной техники. Мы объезжаем объект с правой стороны и начинаем спуск к береговой линии...


Несмотря на наличие современного теле-ретранслятора в части, мобильной связи нет на всей территории Среднего и лишь в одном месте тут она неожиданно появляется. Но это норвежский Теленор :) Отсюда Норвегия видна визуально в 80 км :)

Неожиданно на сильно-неровном спуске нас обгоняет старенький белый Крузер с московскими номерами, за ним едет Паджеро с Мурманским номером. У них это получается так, как будто их кони на гусеничном ходу и не замечают неровности рельефа...

Еще чуть-чуть, и мы у края земли - мыса Немецкий. Рядом с ним находятся древние саамские святилища - скалы Братья, - наша сегодняшняя цель.



 





Поставив лагерь и поужинав, отправляемся рыбачить на ближайшие скалы. Местные говорят, что ловить лучше всего на приливе, но с берега ловится плохо. 
С завистью посмотрев на то, как они собирают лодку и уходят в море, идем на берег со спинингами.
Первый час все попытки поймать хоть что-либо, заканчиваются потерей двух блесен и нулевым результатом. Пройдя по причудливым скалам метров 500, начинаются первые "поклевки". Но рыба всего 10-12 см длиной, потому всю ее выбрасываем обратно в надежде на крупный улов, которого все нет и нет. Еще через час-полтора понимаем, что если все, что мы выбросили, оставить, то наберется на приличную зажарку :) Однако, сильный ветер и похолодание заставляют нас завершить рыбалку и сегодня мы возвращаемся в лагерь с пустыми руками :(

Зато сделано много новых фоток с местными природными объектами на этом побережье :)
































стеночка в 7-10 метров высотой




Айновские острова справа

"два брата"















Так, как в этот раз я ездил на авто в одиночку, то решил спать в машине и не ставить палатку.
Этой "ночью" меня разбудит настойчивый стук в стекло. Это стучал наш руководитель Юра. Спросонья я не понял, что произошло, так как в машине было тихо и сухо. Но открыв дверь, я понял, что пора заниматься спасением лагеря.
Налетел шквалистый ветер, который стал сдувать кухонный шатер размером 4*4 метра. Надо было его срочно снимать и разбирать, пока не разорвало в клочья. 

Попытка сделать это с первого раза не получилась, взявшись за полы шатра и чуть приподняв его, Юра оказался дельтапланеристом, сдернутым ветром не несколько метров в сторону. Совершив полет над кухонной утварью, находившейся внутри, он приземлился около меня, круша все по пути полета. Чтобы не изображать такой же пируэт, я бросился сверху на шатер и прижал его своей массой. После 20 минут борьбы, мы смогли кое-как свернуть шатер и сложить мебель. На часах было около 4:30 утра.

Для ночующих на СеверАх в авто, дам один полезный совет, - для понимания того, что у вас "ночь", сделайте непрозрачные шторки на окна авто. Или вам придется постоянно просыпаться при незнакомых шорохах снаружи и не понимая смотреть на часы, бормоча про себя, что какое-то фиговое наступило утро в 3 часа ночи :)



Настоящее утро прошло еще хуже, чем "ночь".
Холодный шквалистый ветер с северо-запада и начавшийся дождь подсказали нам, что отсюда пора сваливать. 

Наспех собравшись и даже не позавтракав, мы сели в машины в поехали искать более спокойную точку на другой стороне полуострова.
На этот раз решили объезжать по "нижней" дороге, двигаясь по часовой стрелке.

Пара неглубоких бродов среди зарослей карликовых берез, одно "нерпиятное" место на спуске, и мы достигли перешейка шириной 2 км со стороны Рыбачьего.



Потом еще пара часов по грунтовке до места предыдущей ночевки на Мотовском заливе, все усиливающийся дождь не дававший шансов на нормальную постановку лагеря, марш-бросок вглубь полуострова Средний, чтобы за хребтом скрыться от надвигающегося ненастья...

При спуске очередной катаклизм, - прокол переднего колеса (см. часть 1) и долгожданный завтрако-обед, используя этот повод и практически идеальные климатические условия  :)

А потом еще пара часов до очередного водопада на притоке Титовки и вот оно, -  завершение кругосветки по Среднему на знакомом нам Титовском водопаде...













По-прежнему, мы стоим на поляне у водопада на М.Титовке в одиночку и только тройка внедорожников Митсу с Московскими номерами, заехавших на 10 минут к водопаду после Онежского Бесова Носа "отметиться" по пути следования на Рыбачий.

Привет-откуда-куда-Удачи, Пока! - короткий обмен приветствиями и они улетают в Заполярный Полярный день...

P.S. Получилась очень интересная и насыщенная поездка несмотря на все лирические отступления и переменчивость Заполярного климата.
Регион поразил меня своей необычностью, дикостью и в то же время, посещаемостью любителями природы, моря и Севера.
Есть жизнь за МКАДом!

Возможно, и до Рыбачьего удастся доехать в будущем :)

Wish you were here (c), как пели Pink Floyd ;)